Трудности в аккредитации представительств и филиалов иностранных компаний в России

При выходе на российский рынок иностранные компании выбирают открытие представительства или филиала для продвижения своих товаров или услуг. Это наиболее популярный вид правовой формы после создания юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью. Например, только представительств немецких компаний порядка 600 (по данным Российско-Германской внешнеторговой палаты).

Понятие представительства

Согласно п. 1 статьи 55 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.  Представительства не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельной правоспособностью, и полностью зависят от создавшего их юридического лица. Юридическое лицо ограничивает правоспособность в положении о представительстве, на основании которого последние действуют.

Юридическое лицо вправе наделить представительство необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим представительством, но находится в собственности юридического лица. В бухгалтерском учете указанное имущество отражается, как правило, на балансе юридического лица.

Порядок открытия представительств иностранных фирм в России

С 1 января 2015 года вступили в силу новые правила касательно аккредитации представительств и филиалов иностранных компаний в России (Закон РФ от 05.05.2014 N 106-ФЗ). Согласно новому порядку аккредитацию представительств иностранных компаний осуществляет Межрайонная инспекция ФНС России № 47 по г. Москве. Представительство вносится налоговой инспекцией в государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств бессрочно до момента принятия решения головной компанией о его закрытии.

Оплачивается госпошлина в размере 120 000 рублей.

Аккредитация осуществляется в течение 30 рабочих дней, т.е. фактически процесс регистрации в налоговом органе занимает 1,5 месяца. Сюда необходимо также прибавить несколько месяцев на подготовку документов, а также оформление документов во внебюджетных фондах после получения аккредитации и открытия счетов в банке. Итого весь процесс открытия представительства или филиала может занять до 5 месяцев. 

Иностранная компания должна подготовить необходимые документы для аккредитации представительства, а именно:

— ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, ФОРМА № 15АПФ (ПОДПИСЫВАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ГОЛОВНОЙ КОМПАНИИ)

— УСТАВ ИЛИ ИНОЙ УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

— СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ КОМПАНИИ ИЛИ ВЫПИСКА ИЗ РЕЕСТРА ПО МЕСТОНАХОЖДЕНИЮ КОМПАНИИ

— ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ В СТРАНЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

— РЕШЕНИЕ ОБ ОТКРЫТИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

— ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ

— ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДОВЕРЕННОСТЬ НА ГЛАВУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

— ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

— ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

— ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ

Важный момент: документы должны быть не старше 12 месяцев.

Все документы, кроме заявления об аккредитации должны быть заверены консульскими учреждениями Российской Федерации за границей, с переводом на русский язык, подпись переводчика должна быть нотариально заверена. В регистрационный  орган достаточно предоставить нотариально заверенные копии данных документов.

Для ряда стран-участников Гаагской конвенции 1961 г. вместо консульской легализации необходим апостиль (Apostille), выдаваемый соответствующим иностранным госучреждением после нотариального заверения.

Также порядок открытия и деятельности представительств иностранных фирм в России установлен в Федеральном законе Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ.

Необходимо обратить внимание, что требования к положению о представительстве иностранного юридического лица установлены статьей 22 Федерального закона Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В положении о представительстве необходимо указывать следующее:

— Наименование представительства и его головной организации;

— организационно-правовую форму головной организации;

— местонахождение представительства на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации;

— цели создания, открытия и виды деятельности представительства;

— порядок управления представительством.

В положение о представительстве иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Важно: до подачи документов в налоговую инспекцию представительство или филиал должны заверить численность иностранных сотрудников в Торгово-промышленной палате РФ в г. Москве.

Подводные камни процесса аккредитации

Но чтобы не сесть на мель при открытии представительства или филиала необходимо знать много нюансов в процедурах аккредитации, в противном случае можно оказаться на несколько месяцев в подвешенном состоянии, поскольку без аккредитации невозможно ни снять офис, ни открыть счет в банке, ни нанять сотрудников, а также не пригласить иностранных специалистов. Практически работа представительства может быть парализована из-за какой-то технической ошибки в документах.

При подготовке документов нужно учитывать современные реалии: если раньше на аккредитацию представительства или филиала документы подавались в Торгово-промышленную палату РФ или в Государственную регистрационную палату при Минюсте РФ и сотрудник этой палаты проверял, поданные документы. Затем он предоставлял подробную консультацию по недочетам и допущенным ошибкам в оформлении документов и давал время на их исправление. Но теперь документы подаются в налоговую инспекцию, а по их регламенту консультации по возможным ошибкам и недочетам в документах не предусмотрены и более того, госпошлина в размере 120 000 рублей также не возвращается заявителю. Налоговая пишет отказ в предоставлении аккредитации мотивируя это тем, что документы оформлены не в соответствии с требованиями законодательства. Это значит, что во второй раз может также не быть гарантии того, что документы будут в порядке и заявитель заплативший еще раз 120 000 рублей не получит снова отказа по причине какой-либо ошибки в документах. Кроме этого, поданные документы обратно не выдаются и заявителю придется делать все документы заново.

Эта ситуация в точности напоминает процесс регистрации юридических лиц, когда налоговая отказывает по какой-либо причине и не возвращает госпошлину и документы, и все нужно начинать сначала. Но в случае с регистрацией юрлица речь идет о сумме госпошлины в 4000 рублей и сокращенном пакете документов, а представительство должно каждый раз платить 120 000 рублей. Согласитесь, что эти две, в принципе, однозначные по своему характеру государственные услуги несоразмерно отличаются по административному зарегулированию процесса. Не трудно догадаться, что предоставленная законодательством возможность собрать больше отчислений в бюджет будет по полной программе использоваться налоговыми органами. И наш вам первый совет: если вы решили выбрать такую форму выхода на рынок как представительство или филиал, то изучите со специалистами все особенности открытия и составьте правильно все документы для аккредитации.

Ниже я обращу ваше внимание на следующие особенности при оформлении документов:

  1. Общие положения:
    1. Дата выдачи (подписания) документов должна быть не старше 12 месяцев на момент подачи в налоговый орган.
    1. Документы, выданные иностранными организациями требуют консульской легализации или апостиля.
    1. Подпись руководителя на решении об открытии, положении, генеральной доверенности и доверенности на исполнителя должна быть нотариально заверена.
    1. Каждый отдельный документ сшивается, листы нумеруются и на обратной стороне указывается количество листов.
    1. Исправления в тексте документа не допускаются.
    1. Документ на иностранном языке должен быть переведен на русский язык и подпись переводчика нотариально заверена.
    1. В переводах не должно быть путаницы с наименованием и организационно-правовой формой иностранного юридического лица, адресом местонахождения и т.д. Все печати и штампы переводятся. Внимательно нужно относиться к переводу дат, чисел, названий иностранных государственных органов, выдавших документы и т.д.
    1. В налоговый орган предоставляются не оригиналы (за исключением заявления, платежки госпошлины и описи), а нотариально заверенные копии документов.
    1. Важно также контролировать нотариальную надпись российского нотариуса. Поскольку были случаи, когда налоговая отказывала на том основании, что надпись на штампе нотариуса не соответствовала требованиям самой налоговой.
  2. Особенности по каждому документу:
    1. Заявление об аккредитации филиала:

 i.      Заполняется все на русском языке, заглавными буквами;

ii.      указывается наименование иностранной компании аналогично как в переводе выписки из реестра (свидетельства о регистрации) вместе с организационно-правовой формой. Например: «Сименс Акциенгезельшафт»;

iii.     Наименование банка заполняется на русском языке. СВИФТ – латинскими.

iv.     Коды ОКВЭД указываются только те, которые применяются для представительств или филиалов.

v.      Лист 5 заполняется и заверяется Торгово-промышленной палатой РФ перед подачей в налоговую. За эту процедуру ТПП РФ взимает плату.

vi.     Заявление подписывает руководитель иностранной компании, т.е. первое лицо, а не иной сотрудник по доверенности. На листе 7 он должен собственноручно написать русскими печатными буквами свою фамилию, имя (отчество) и подписаться. Также на обратной стороне документа он должен на сшивке расписаться, а также там необходимо указать количество страниц.

  • Учредительные документы: необходимо предоставить учредительные документы согласно законодательству страны местонахождения иностранной компании – если учредительным документов является учредительный договор, как например для ГмбХ в Германии, то необходимо предоставить этот документ.
    • Выписка из реестра: должен быть оригинал выписки с оригинальными печатями и подписями, с которого делается для налоговой нотариально заверенная копия.
    • Решение об открытии представительства: Необходимо писать в решении, что представительство открывается, а филиал создается.
    • Положение о представительстве: Положение утверждается решением (см. п. выше). В положении необходимо учитывать требования Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в РФ».
    • Генеральная доверенность: Глава представительства (директор филиала) назначается решением (см. п. выше). Необходимо прописать все полномочия, которыми наделяется глава представительства (директор филиала).  В доверенности обязательно указать дату подписания и срок действия полномочий.
    • Опись документов: подается в двух экземплярах по форме налогового органа. Один экземпляр возвращается заявителю. По входящему номеру он будет отслеживать готовность документов.

В данной статье я не смог охватить все нюансы процесса аккредитации представительства или филиала в России, но постарался выделить самое важное, чтобы вы могли понять, насколько этот процесс забюрократизирован, и затрудняет  поступление в страну иностранных инвестиций, с которыми в настоящее время, и так много трудностей.

Никишенко А.В. 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *