Порядок ввоза товаров в Германию и ЕС

Все государства, которые не входят в состав ЕС, определяются во внешнеэкономическом обороте как третьи страны. Товары, ввозимые на территорию Германии (на территорию ЕС) имеют статус товаров, не происходящих из ЕС (разговорн.: Zollgut) и подлежат определенным таможенным процедурам при ввозе.

Товар, ввезенный на территорию ЕС, подлежит с данного момента таможенному контролю. Место ввоза обозначается как «место доставки» (Verbringungsort). Лицо, которое ввозит товар (водитель автомобиля, пилот, турист и т.д.), обязан предоставить товар контролю на первой таможне при ввозе не территорию ЕС. Поставщик вправе также передать товар лицу, которое далее осуществит поставку (напр., экспедитору).

Импортировать товар на территорию ЕС может любое лицо, которое зарегистрировано на территории Германии для ведения предпринимательской деятельности, а в определенных случаях внесено также в торговый реестр. Иностранные лица также вправе импортировать товары на территорию ЕС, если соответственно зарегистрировались как предприниматели в промысловом ведомстве (Gewerbeamt) и имеют соответствующие разрешение на пребывание на территории Германии (Aufenthaltsgenehmigung).

Импортер вправе передать право таможенного оформления товара экспедитору, который будет выступать представителем импортера в таможенных органах. Экспедитор привлекается, например, если требуется дальнейшее перемещение товара или импортер в силу каких-либо причин (удаленное местонахождение) не имеет возможности самостоятельно произвести таможенную очистку товара. Поэтому важным для импортера является правильное оформление договора с экспедитором, чтобы впоследствии не возникло разногласий по оплате услуг и иных расходов.

Как правило, таможенное оформление товара может производить любой соответствующий таможенный оран на территории ЕС, однако в связи с налоговыми особенностями целесообразно оформлять товар на таможне, находящейся в районе, где импортер имеет свое местонахождение.

При ввозе определенных товаров (в особенности товаров, ввоз которых запрещен или ограничен) необходимо заранее определить компетентную таможню и часы ее работы. Например, при ввозе вина или ковров ручной работы.

1. Временное хранение, сроки подачи декларации

По прибытию в таможню назначения груз помещается под временное хранение, до тех пор, пока импортер не определит соответствующий таможенный режим. При этом подается т.н. «общее заявление» (summarische Anmeldung). Товар может храниться на складе временного хранения в течении 20 дней (при морских перевозках в течение 45 дней). Помимо заявления должна быть предоставлена соответствующая товаро-транспортная накладная, авианакладная или коносамент.

Общее заявление не требуется, если импортер в момент прибытия груза на таможню сразу заявляет соответствующий таможенный режим.

2. Таможенные режимы

Таможенный кодекс Германии (Zollkodex) предусматривает следующие основные таможенные режимы:

— Выпуск товара в свободное обращение (Ueberfuehrung in den zollrechtlich freien Verkehr)

— Режим без взимания таможенных пошлин и ввоз экономического значения (Nichterhebungsverfahren und Verfahren von wirtschaftlicher Bedeutung)

— Перевозка (Versandverfahren)

— Таможенный склад (Zolllager)

— Активная переработка (active Veredelung)

— Пассивная переработка (passive Veredelung)

— Преобразование (Umwandlungsverfahren)

— Временное пользование (Voruebergehende Verwendung)

— Вывоз (Ausfuhr)

— Улучшение (Ausbesserung)

2.1. Выпуск товара в свободное обращение

Для помещения товара под данный режим импортер обязан подать соответствующее заявление (Einfuhrzollanmeldung), в котором указывает все необходимые данные о ввозимых товарах и иные необходимые документы и уплатить ввозные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы).

После осуществления всех вышеуказанных формальностей импортер вправе свободно распоряжаться ввезенным товаром. Выпуск товара в свободное обращение придает товару, происходящему из третьих стран статус товара ЕС. Однако изменившийся статус товара не влияет на статус его происхождения. Товар, ввезенный в Германию из России, остается всегда российского происхождения. Это важно учитывать, в соответствии с требованиями защиты прав потребителя и в случае если товар в последующем будет вывозиться из ЕС.
2.2. Таможенный склад

Режим Таможенного склада может приниматься во внимание, в том случае если окончательное определение товара еще не осуществлено или не определен окончательный таможенный режим. Товар может храниться на складе без ограничения срока хранения, без взимания таможенных платежей и применения мер экономической политики (ввозные лицензии и разрешения).

Согласно ст. 99 Таможенного кодекса различаются публичные и частные таможенные склады. Публичные, используются всеми импортерами, хранение товаров на частных складах может быть ограничено держателем склада. Публичные склады могут также находиться в управлении таможенных органов.

При помещении ввозимого товара на таможенный склад подается соответствующая таможенная декларация. В течение всего срока хранения товар должен находится непосредственно на складе в неизменном состоянии.

В соответствии со ст. 110 ТК помещенный товар может быть временно изъят с таможенного склада (для выставок или проведения экспертизы). В случае помещения товара под режим выпуска в свободное обращение таможенные платежи подлежат уплате. Для расчета таможенных платежей действует таможенная стоимость товара на дату помещения товара на склад, однако применяется ставка таможенных платежей, существующая на момент изъятия товара. Помимо выпуска товара в свободное обращение могут использоваться и другие таможенные режимы (например, внешняя перевозка, активная переработка и т.д.).

2.3. Активная переработка

Под Активной переработкой понимается ввоз товара из третьей страны для переработки внутри ЕС и обратный вывоз в третью страну. В случае получения разрешения на этот режим товар в этом случае не облагается ввозными пошлинами. Доказательство обратного вывоза должно быть также предъявлено.

Понятие «переработка» включает обработку товара, включая монтаж, сборку и подгонку к другому товару, переработку товара и ремонт. Запасные части к ввезенным из третьих стран товарам могут быть также вывезены за пределы ЕС.

2.4. Пассивная переработка

Товар, вывозимый за пределы ЕС в третью страну, с которой заключено соглашение о предоставлении тарифных преференций для ремонта или переработки и ввозимый после этого в обратно ЕС оформляется в соответствии с таможенным режимом пассивная переработка («passive Veredelungsverkehr»). Данный режим требует получения разрешения таможенного органа. При обратном ввозе готовых товаров может быть заявлен преференциальный режим. Условием предоставления разрешения на использование данного режима является возможность компетентного таможенного органа осуществить идентификацию вывозимого и ввозимого товара, переработка которого происходит в соответствии с заявленном способом. В этом случае, как правило, «дифференциальные таможенные пошлины» (после переработки определяется разница стоимости ввозимого и вывезенного товара) не применятся.

2.5. Улучшения

В случае если товар из третьей страны был поставлен с недостатками и существует договорной или установленный законодательно гарантийный срок, то в компетентный таможенный орган может быть заявлен режим Улучшения для вывоза данной продукции для ремонта. При обратном ввозе товара таможенные платежи не уплачиваются. В случае если товар за границей ремонтировался возмездно, то ввозные таможенные платежи взимаются.

2.6. Преобразование

В режиме Преобразование ввезенный товар преобразовывается в другое состояние, и ввозные пошлины взимаются с преобразованного товара. Данный режим имеет много общего с режимом «Активная переработка» однако, если в случае с переработкой стоимость товара увеличивается, то при преобразовании стоимость ввезенного товара наоборот уменьшается. Например, ввоз поврежденного в аварии автомобиля. В этом случае расходы по восстановлению значительно превышают стоимость автомобиля, в связи с этим автомобиль преобразуется в металлолом. Преобразование должно происходить предприятием, которое получило разрешение на преобразование.

2.7. Временное пользование

Под режим Временного пользования помещаются товары, которые ввозятся, используются на территории Германии и обратно вывозятся в неизмененном состоянии за пределы страны. Ввозная пошлина на товары при этом не взимается или взимается частично. Полное освобождение от пошлин предоставляется товарам, которые ввозятся в выставочных целях, при монтаже оборудования, при проведении концертов и т.д. Частичное освобождение от ввозных пошлин предоставляется товарам, стоимость которых уменьшается при их использовании. Например, использование строительной техники или автомобилей для test-drive. В течение временного ввоза взимается пошлина 3% в месяц от полной суммы ввозной пошлины, которая взималась, если бы товар был бы оформлен для выпуска в свободное обращение.

3. Документы для таможенного оформления

Импортером как правило подаются следующие документы:

1) Заявление на таможенное оформление товара (таможенная декларация ввоза: Einfuhrzollanmeldung) под соответствующий таможенный режим подается заявителем (импортером) в таможню назначения. Заявление подается в письменной форме или в электронной форме.

Информация в Интернете:

Таможенное ведомство Германии

www.zoll.de

Таможенная декларация является одновременно заявлением таможне и по своей правовой природе соответствует налоговой декларации, в которой указываются все необходимые для таможенного оформления и взимания ввозных таможенных пошлин данные.

Импортер указывает, в частности, следующее:

— желаемый таможенный режим

— точное описание товара с номером единой товарной номенклатуры

— таможенную стоимость товара (или иные значения, напр. вес, количество)

Декларация оформляется на основании т.н. «единого документа» (Einheitspapier). Единый документ является единым ведомственным формуляром ЕС для таможенного заявления в письменной форме.

4. Импортные разрешения и лицензии

Импортные разрешения (Einfuhrgenehmigung) требуются в случаях, если существуют определенные внешнеэкономические ограничения. В остальных случаях разрешения на ввоз товаров не требуются. Ввоз товара может быть связан с получением соответствующего разрешения в соответствии с мерами по защите определенных рынков в ЕС. В особенности это касается рынка текстиля, ввоз изделий из текстиля требует получения разрешения, а также квотирование ввоза изделий из стали и железа. Разрешения выдаются Федеральным ведомством экономики и экспортного контроля Германии (Bundesamt fuer Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle).

Перечень товаров, ввоз которых требует получения разрешения установлен в приложении к Закону о внешнеэкономической деятельности, а также в приложении к Немецкому потребительскому таможенному тарифу (Deutscher Gebrauchzolltarif).

Импортная лицензия (Einfuhrlizenz) требуется при ввозе сельскохозяйственной продукции, в случае если необходимость получения лицензии будет установлена в рамках совместной организации рынка или торговыми нормами. Органом отвечающим за выдачу лицензии является Федеральное ведомство сельского хозяйства и продовольствия Германии (Bundesanstalt fuer Landwirtschaft und Ernaehrung).

Информация в Интернете:

Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля Германии www.bafa.de

Федеральное ведомство сельского хозяйства и продовольствия Германии

www.ble.de

5. Осмотр товара

Таможенные органы вправе, но не обязаны досматривать все ввозимые товары. Решение на осмотр товара принимается таможенным органом на свое усмотрение в каждом конкретном случае. Осмотр товара является возможностью перепроверки таможенной декларации и прилагаемых документов по количеству и составу заявленного к таможенному оформлению товара. Таможня вправе также взять образцы товара для пробы.

6. Запреты и ограничения

Наряду с указанными выше ограничениями экономического характера существуют т.н. неэкономические ограничения, которые ограничивают или запрещают ввоз товара на территорию Германии и ЕС. Данные ограничения основываются на нормах ЕС и национальных нормах Германии. Существующие ограничения касаются общественной безопасности (например, ввоз вооружения, военной техники и оборудования, боеприпасов и т.д.), экологической защиты (ввоз аэрозольных средств), защиты людей и животных (химические опылители, определенные виды продуктов питания, животных или растений), а также защиты интеллектуальной собственности.

Соблюдение запретительных или ограничительных мер контролируется таможней. В случае если на товары, подпадающие под запрет или ограничения не будут представлены соответствующие разрешения или иные разрешающие ввоз документы, то таможня вправе данный груз задержать до предоставления соответствующих разрешений вплоть до конфискации товара. Поэтому перед поставкой в Германию необходимо узнать о возможных ограничениях на данный товар. Необходимую информацию можно получить обратившись в таможенные органы или из электронного таможенного тарифа.
7. Дополнительные требования к ввозу товара

Существуют иные требования при ввозе определенных видов товара на территорию Германии. Например, при ввозе продуктов питания необходимо соблюдать требования Законов Германии о продуктах питания и потребительских товарах (Lebensmittel- und Bedarfsgegenstaendegesetz) и маркировки продовольственных товаров (Lebensmittel-Kennenzeichnungsverordnung). При ввозе лекарственных препаратов от импортера также требуется соблюдение порядка установленного Законом Германии о лекарственных средствах (Arzneimittelgesetz). Опасные вещества в соответствии с законодательством об опасных веществах требуют помещения информации о них в специальную базу данных.

* Авторское право на данный обзор принадлежит Никишенко А.В., 2018 г.
Данный обзор носит информационный характер. Во избежание принятия неверных решений просьба обращаться за консультациями