Порядок подачи заявления при банкротстве немецкой компании

Новое Положение Германии о несостоятельности (InsO), вступило в силу 1 января 1999 г., выделяет единое производство по делу о банкротстве (Insolvenzverfahren ликвидация, реорганизация или санация должника), предоставление на утверждение суда плана преодоления несостоятельности (Insolvenzplan — как альтернатива законодательным положениям) и внесудебное примирение.

Заявление о признании банкротства
Немецкое законодательство содержит три общих основания подачи заявления: неплатежеспособность (п. 17 Положения Германии о несостоятельности), реальное наличие угрозы наступления неплатежеспособности (там же, п. 18) и задолженность по денежным обязательствам (там же, п. 19).
Определение оснований отказа в принятии заявления в в Положении Германии о несостоятельности указывает, что отказ может стать следствием отсутствия у лица права на обращение с заявлением в суд, несоблюдения оснований подачи заявления и недостаточности имущества должника для покрытия расходов производства по делу о банкротстве. При этом под расходами понимаются не только судебные издержки (как в ФЗ РФ), но и вознаграждение и иные выплаты управляющему.

Разбирательство дел о банкротстве в суде
Для дел о банкротстве в Германии предусмотрены следующие основные этапы судебного разбирательства:
1. подача заявления; проверка допустимости заявления (Zulassung des Verfahrens) и принятие заявления к рассмотрению; принятие судом возможных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе назначение временного управляющего;
2. вынесение судом решения по заявлению — открытие производства (Er?ffnung des Verfahrens) или отклонение заявления; назначение управляющего по делу о банкротстве и определение сроков созыва первых двух собраний кредиторов; утверждение таблицы требований кредиторов; рассмотрение заявлений управляющего о признании недействительными действий должника и иных лиц; рассмотрение жалоб кредиторов по требованиям, оспариваемым должником и пр.;
3. проверка плана преодоления несостоятельности, поданного должником или управляющим; утверждение или отклонение данного плана (п. 218 и 247 Положения Германии о несостоятельности);
4. утверждение отчета управляющего; назначение последнего собрания кредиторов; принятие решения о прекращении производства (Aufhebung des Verfahrens).
Судебная система Германии построена иначе, чем российская, что отражается на подведомственности дел о банкротстве (ср.: п. 1 ст. 29 ФЗ РФ). Дела о банкротстве рассматриваются участковыми судами Германии по месту нахождения коммерческого представительства должника или, в случае отсутствия такового, в соответствии с общими процессуальными положениями.

Очередность удовлетворения требований кредиторов
Немецкому законодательству известны так называемые требования из конкурсной массы (Masseverbindlichkeiten расходы производства, требования по обязательствам, возникших в результате действий управляющих и пр. См. п. 53 и п. 209 Положения Германии о несостоятельности), подлежащие удовлетворению вне очереди, и конкурсные требования (они характеризуются как требования кредиторов по делу о банкротстве), которые удовлетворяются в соответствии с «планом преодоления несостоятельности». Одновременно вводится понятие последующих требований, которые удовлетворяются по рангу очередности (п. 39 Положения Германии о несостоятельности), большинство которых ранее относилось к требованиям, не подлежащим удовлетворению, в том числе относительно процентов по денежным обязательствам, начисляемым после открытия производства.

«Мировое соглашение»
Новое Положение Германии о несостоятельности использует термин «план преодоления несостоятельности» (Insolvenzplan), который заменил «принудительное» и судебное мировое соглашения (п. 218 — 261). Наиболее наглядно это проявляется при определении целей такого плана (в том числе распределения банкнотной массы между кредиторами, продажи предприятия или восстановления платежеспособности должника).
Новое Положение Германии о несостоятельности предусматривает, что после открытия производства управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет об экономическом положении должника, внести предложения по поводу наиболее целесообразных путей удовлетворения требований кредиторов. На основании изданного отчета собрание кредиторов может поручить управляющему разработать план преодоления несостоятельности должника (п. 156). В случае принятия кредиторами такого плана в установленный срок и последующего согласия должника план представляется управляющим в суд.

План преодоления несостоятельности в Германии может предусматривать меры, не отраженные в законодательных положениях, например, в отношении оценки имущества должника или порядка удовлетворения требований кредиторов. Иными словами, указанный план предусматривает усиление правовой автономии сторон.
Немецкие суды активно участвуют в разработке плана, в том числе производят его предварительную проверку (п. 231 Положения Германии о несостоятельности) и представляют план на обсуждение участникам примирительного производства.
По Положению Германии о несостоятельности план подлежит принятию кредиторами, при этом кредиторы подразделяются на различные группы в соответствии с их правовым положением и экономическими интересами (что устанавливается в плане). Голосование осуществляется по группам; для утверждения плана необходимо, чтобы в каждой группе проголосовало «за» большинство кредиторов, принимавших участие в голосовании, а сумма требований проголосовавших «за» составляла не менее половины совокупных требований голосовавших кредиторов.
В Германии решение о подготовке плана принимается должником, собранием кредиторов или управляющим по собственной инициативе (п. 157 и 218 Положения Германии о несостоятельности).
Специальные правовые акты

Специальные правовые акты Германии о банкротстве выделяют особые виды производств, где речь идет о следующих трех случаях:
1. производство в отношении физических лиц, не осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность или когда размер их деятельности незначителен (п. 304-312 Положения Германии о несостоятельности; дословно — «производство по делу о банкротстве потребителей»)
2. Положение Германии о несостоятельности устанавливает возможность сохранения права распоряжения имуществом и осуществления управленческих функций за должником на различных стадиях производства (так называемое «собственное управление»), что представляется особенно целесообразным для малых и средних предприятий. В этом случае «собственное управление» разрешается судом на основании отдельного заявления должника или — в случае подачи заявления о признании должника банкротом со стороны кредитора — с согласия последнего (п. 270 Положения Германии о несостоятельности)
3. Немецкий законодатель выделяет производство по делу о банкротстве в случае принятия наследства (п. 315 Положения Германии о несостоятельности).

* Авторское право на данный обзор принадлежит Никишенко А.В., 2018 г.
Данный обзор носит информационный характер. Во избежание принятия неверных решений просьба обращаться за консультациями